Балтийская атомная электростанция рассматривается многими специалистами как один из объектов, призванных обеспечить энергетическую безопасность страны. При этом губернатор Калининградской области однозначно высказывается против такого рассмотрения, поскольку считает, что для обеспечения энергетической безопасности было бы достаточно устроить ответвление от магистрали «Северный поток». Мнение Сергея Цуканова изменилось, отметили журналисты, ранее он тоже высказывался более “за” стратегическое значение объекта, как и глава “Росатома” Сергей Кириенко. Сейчас Цуканов говорит о том, что при строительстве БАЭС менее всего рассматривались вопросы регионального энергообеспечения, поскольку проект ориентирован на экспортное направление полученной энергии.
Сейчас не существует однозначного решения относительно замораживания проекта — его строительство в любой момент может быть продолжено.
Руководитель строящейся станции Виталий Трутнев придерживается иного мнения: он считает, что область находится на грани серьезных энергетических проблем, поскольку дополнительное обеспечение газом через территорию Литвы уже невозможно, газопровод загружен полностью, действующая ТЭЦ-2 работает в отсутствии резервной мощности, при этом использует для генерации гах — наиболее дорогой из всех видов топлива для региона.
Несколько месяцев назад губернатор получил от президента Российской Федерации поручение тщательно проработать вопрос о необходимости продолжения строительства атомной электростанции в регионе, но в настоящее время он на этот вопрос конкретно ответить не готов. Следует отметить, что во время предвыборной кампании и вступления в должность губернатор непосредственно не строительной площадке заявлял о важности АЭС для энергетической безопасности.
Позднее мнение губернатора изменилось, причиной тому стала возможность организации ветки “Северного потока”, о которой заговорил “Газпром”. сейчас положение станции остается неопределенным — работы фактически не ведутся, но о замораживании проекта тоже никто не сообщал. складывается впечатление, что на уровне правительства так и не определились со стратегической необходимостью продолжать вкладывать огромные средства в столь масштабный проект. Существует альтернативное, принятия которого ожидают в следующем году: задействовать на АЭС реакторы малой мощности. В регионе также существет инвестор, готовый предоставить средства для сооружения газопровода, если “Газпром” согласится на ответвление.
Прогнозировать стратегические риски в этом случае крайне сложно, и, скорее всего, соображения энергоэффективности перевесят — реакторы на АЭС установят, пусть и не самые мощные.