Московская недвижимость начинает оборачиваться для столицы экономическими и общественными проблемами. Практически отсутствующая миграционная политика привела к бесконтрольному росту персонала низшей квалификации на строительных объектах столицы и пригородов.
Массовая застройка города и окружения ведется чаще всего силами людей, которые строительные компании привлекают по признаку минимального расхода средств на оплату труда – труд неквалифицированных мигрантов оплачивается гораздо ниже, чем труб отечественных специалистов. Кроме того, рост количества жилья приводит к массовому предложению от застройщиков, которым совершенно неважно, кому продавать свой продукт.
Результатом нерегулируемой строительной политики становится проблема изменения социальной структуры фактического населения города, снижение качества работ в строительстве и качества результата.
Прирост население создает прирост нагрузки на инфраструктуру обеспечения, которая не всегда оказывается готовой к оказанию услуг и обеспечению все большего количества людей на прежних мощностях.
Хрупкий мостик строительной индустрии, сложившийся в Москве в течение нескольких десятков держится на очень шатких опорах: трудовая миграция, инвестирование средств в жилые комплексы, где жилья продается по факту спроса, нерегулируемого специальными механизмами, переформирование структуры кадров в самой отрасли. которое выражается в привлечении мигрантов с низкой квалификацией и отсутствие стимулов для нанимателей и потенциальных работников в создании рабочих мест для местного населения.
Все перечисленные факторы грозят московскому строительству системным кризисом, который проявится в снижении качества жилья, коммерческой недвижимости и неизбежному оттоку наиболее серьезных заказов к иностранным компаниям, способным привлекать к работе более серьезных специалистов. Уже сейчас отдельные компании нанимают на работу строителей из Сербии и Черногории, настоящих специалистов, в помощь которым придаются несколько десятков неквалифицированных мигрантов.
От властей и компаний требуется проработка вопросов системных изменений в структуре отрасли, иначе активное строительство из полезной деятельности станет источником проблем и раздутых рынков жилья низкого качества, чему пример – печальный опыт Китая с его пустыми кварталами никому не нужной офисной застройки.