С давнего времени человек пытается привнести гармонию, уют и красоту в свой быт. В Древней Греции однотонные стены украшались яркими рисунками и коврами. В Риме также очень внимательно относились к внутренней обстановке своего жилища. Они считали мастеров Греции самыми лучшими художниками и приглашали их для отделки своих стен мозаикой и росписью. В четвёртом веке до нашей эры в Византии икона была обязательной деталью жилого дома. Её писали темперой либо восковыми красками, обрамляли серебряными окладами, золотом, отделывали покрытиями и драгоценными камнями. Образ был не просто объектом поклонения и моления, он также был украшением дома.
После того, как на Руси ввели христианство, в каждом доме в наиболее почётном месте горницы — в красном углу, начали помещать иконы. Вплоть до семнадцатого века не допускалось никакое иное украшение стены. По богатству оклада и количеству икон судили о семейном достатке. В семнадцатом столетии в домашний обиход, как свидетельствует историк Костомаров, со временем стали приходить эстампы и картины, сперва в царских покоях, потом у знаменитых людей. Ими стали интересоваться и другие сословия. Хотя, на эстампах, которые в то время позволяли себе вешать в позолоченных обрамлениях состоятельные люди, по большей части были изображены священные предметы. Притом их строго отличали от икон, и у них не было священного значения.
Во Фландрии и Франции в двенадцатом-тринадцатом столетиях, а чуть позднее в Италии стены помещения отделывали безворсовыми коврами. Ковры-картины назывались шпалерами. Их орнамент создавался цветными нитками, которые плотно закрывали неокрашенное основание из льна и шерсти.
Семнадцатое-восемнадцатое столетия — период расцвета изготовления гобеленов. В 1662 г. в Париже основали фабрику братьев Гобеленов, а в 1717 г. и в Петербурге открылась шпалерная фабрика, где стали ткать первые российские ковры-картины.
Шпалеры, гобелены, картины были обязательным элементом украшения загородных императорских резиденций и дворцов. Как раз с интерьером дворцовых ансамблей семнадцатого-восемнадцатого веков связан такой термин, как шпалерная сплошная развеска, когда практически вся стена зарыта картинами. В Большом Петергофском дворце есть зал, который называется картинным. По распоряжению Екатерины Великой там разместили триста шестьдесят восемь картин итальянского художника Пьетро Ротари с использованием метода шпалерной сплошной развески.