По мере того, как начал решаться жилищный вопрос и прошли времена, когда главной проблемой было количество квадратных метров, актуальным стал вопрос звукоизоляции жилых помещений. Поскольку вопрос звукоизоляции весьма специфический и в акустике есть множество нюансов и особенностей, в этой области возникло множество мифов и утвердилось огромное количество заблуждений.
Такие заблуждения приводят к тому, что многие люди сформировали устойчивый стереотип о тех материалах, которые нужно использовать при звукоизоляции помещения. Если на практике использовать большинство таких материалов, то в лучшем случае ситуация не изменится, в худшем случае в жилом помещении уровень шума повысится.
Приведем несколько распространенных в быту мифов о звукоизоляции.
Миф о пробковом материале как звукоизоляторе
О том, что пробка является качественным звукоизолятором, слышали многие. Технология использования материала хорошо разработана. Если мешает шум за стеной, ее достаточно оклеить пробкой, если мешают соседи сверху, пробкой нужно оклеить потолок. Однако результат разочаровывает. В чем же дело, ведь продавец показал исследования, которые указали на снижения шума на целых 20 децибел. На самом деле, цифры в исследовании правильные, только вот исследование проводилось не для технологии звукоизоляции в целом, а для защиты от ударного шума. Такие показатели будут реальными, если пробковое покрытие обустроено под паркетом у соседа сверху или под бетонной стяжкой у соседей за стеной. В этом случае действительно соседа будет слышно на 20 децибел меньше, нежели при отсутствии такой пробковой прокладки. Такие показатели звукоизоляции не имеют никакого отношения к звукам голоса и музыки, эффект в этом случае нулевой. Пробка — это материал, который имеет множество полезных свойств, он теплый, экологически чистый, но не звукоизолирующий.
Также эффекта звукоизоляции нет у пенополиэтилена, пенополиуретана, пенопласта и у других материалов, которые начинаются на «пено-». Даже если использовать такие материалы толщиной в пятьдесят миллиметров, эффект не улучшится, за исключением устранения ударного шума.
Миф о возможности создать звукоизоляцию при помощи тонких конструкций
Это заблуждение основывается на желании получить качественную звукоизоляцию и при этом незначительно уменьшить жилую площадь. Желание сохранить площадь комнаты и высоту потолка вполне понятно, это особенно важно для малогабаритных квартир с низкими потолками. По данным опросов, большинство людей готовы пожертвовать не более чем 10-20 миллиметрами площади для обустройства звукоизоляции. Кроме этого, полученная поверхность должна иметь достаточную жесткость для покраски или оклейки обоями. Тут предлагается использовать те же материалы — полиуретан, пробку, толщина которых не более 10 миллиметров. Если применить такие материалы, плюс использовать слой гипсокартона, существенного эффекта ожидать не следует.
Кроме вышеперечисленных заблуждений существует множество других, но они менее значимы. По этой причине, решив обеспечить помещению качественную звукоизоляцию, необходимо обращаться к специалистам. Чтобы оценить малую эффективность предлагаемых мероприятий или материалов, специалисту иногда хватает одного взгляда. Ведь весьма неприятно потратить время, силы и деньги, и получить нулевой результат.
На рынке представлено большое множество звукоизоляционных материалов, и каждый производитель старается свои изделия рекламировать. Поэтому доверять продавцам безоговорочно не следует.
Совершенно недавно мир увидела статья «Мифы Звукоизоляции». Качественно и доступно написанная, она помогла многим людям сделать правильный выбор и не ошибиться в выборе материалов. Авторы решили на ее примере создать статью, в которой будут перечислены основные уловки, которыми пользуются недобросовестные продавцы.
Первый способ обмана потребителя
Необходимо предоставить клиенту статистику с ног сшибающих показателей звукоизоляции предлагаемого материала. Где взять такие данные? На упаковке или на сайте производителя часто ставят максимальную отметку. К примеру, указывается, что использование материала повысит уровень изоляции на 60 децибел. Подвох в том, что цифра может указывать что угодно, к примеру, защиту от ударного шума, и она при этом, будет совершенно правдивой. Также можно не уточнять, что при использовании материала толщина стяжки, которая его покрывает, должна быть в один метр. Когда вы обратитесь с жалобой, вам обязательно объяснят, какие условия вы должны были соблюсти для того, чтобы материал дал необходимые показатели. Исследования такого рода проводят в небольших малоизвестных лабораториях, в которых за небольшую сумму денег можно получить любые показатели и какой угодно сертификат.
Кроме этого упор делается на то, что измерения проводились в Европе. Но самые жесткие требования к методикам проведения исследований звукоизоляционных материалов имеются не в Европе, а в России. В Европе испытания проводят на образцах в 1-2 квадратных метра, в России же площадь образца нормирована ГОСТом, для перегородок 8 квадратных метров, и 10 для перекрытий. Тут можно привести в пример исследования, которые проводились для реального заказчика, когда сравнивали испанский материал Tecsound 70 и отечественный МаксФорте-Стандарт. Исследования проводили при равных условиях в соответствии с требованиями ГОСТ. На практике оказалось, что испанский материал дал реальное увеличение индекса изоляции воздушного шума 6 децибел, а не 15 и не 28, как указано на некоторых сайтах поставщиков. Отечественный материал показал прирост индекса в 9 децибел. Таким образом, импортные материалы не всегда оказываются качественными.
Последним подвохом является проведение исследований в соответствии с ГОСТом, но на тонкой стене или перегородке, которая сама по себе плохо изолирует звук. Подвох тут в том, что дополнительная изоляция тем больше, чем меньше исходная звукоизоляция поверхности. Такую хитрость может распознать только специалист, который не только знает вопрос, но и владеет информацией по СНиП и ГОСТ.
Второй способ обмана
На сегодняшний день наши соотечественники задумываются не только где и как приобрести необходимый материал, но и о вопросах его экологической безопасности. Чтобы продавать небезопасные материалы, требуется разрешение МЧС РФ.
Необходимо помнить, что отечественные понятия безопасности сильно отличаются от европейских норм. Ни один человек не согласится применять для звукоизоляции квартиры материалы, вредные для здоровья. Именно по этой причине появилось множество строительных экологических материалов.
В действительности, ситуация обстоит совершенно по-другому. Посмотрите любой сертификат или протокол испытаний на тепло — или звукоизоляционный материал. Сегодня на смену им пришла новая, весьма запутанная система обязательности и необязательности, так как вопросы решаются на усмотрение чиновников. В составе можно найти множество составляющих: бензол, толуол, ксилол, этилбензол, формальдегид, фенол, аммиак и множество других компонентов, которые не имеют отношения к экологической чистоте. Производитель при этом опирается на малые дозы таких компонентов.
Третий способ обмана покупателя
Тут действует исключительно коммерческий подход. Он заключается в психологической реакции потребителя на цену товара. Западные рынки давно прошли все стадии построения ценовой политики, последовательно основываясь на экономических законах. В нашей стране все действует по-другому.
Попытаемся выделить три стадии формирования рыночной стоимости звукоизоляционных материалов
1. Дешево и сердито. На этом этапе производится низкокачественная продукция, которую реализуют по бросовой цене. Изделия большинства отечественных производителей долгое время находились на этой стадии и, скорее всего, еще какое-то время будут находиться. Сказать определенные сроки окончания этой стадии для исключительно отечественных производителей сложно, а иногда просто невозможно.
2. Дорого и сердито. На этом этапе производится кустарная продукция полуфабрикат, она выходит на рынок и позиционируется, как качественный продукт. На западном рынке такой стадии не было. В нашей стране такой второй этап развития рынка устраивает всех — потребителя, производителя и продавца. С производителями и продавцами ясно, но почему потребители не хотят приобретать качественный товар — не ясно. Только на отечественном рынке обычная минвата может позиционироваться как профессиональный звукопоглощающий материал, а рубероид как звукоизоляционный.
3. На этом этапе производится продукция высокого качества. На нашем рынке такая продукция в основном иностранная. Отечественный производитель в этом смысле подвел. Весьма удивительно, что отечественные компании не стремятся к переходу на этот этап.
Подводя итоги, хотелось бы заметить, что в данной статье автор хотел показать основные принципы обмана потребителей. Необходимо напомнить, что звукоизоляция жилого помещения или офиса — это весьма дорогостоящее мероприятие, и такую систему изоляции заменить весьма проблематично. Часто встречаются готовые объекты, в которых проведены звукоизоляционные работы, но слышимость остается прежней. По этой причине для получения максимального эффекта лучше не тратить денег впустую, а обратится к специалистам, которые объяснят, что и каким образом нужно изолировать, нежели потом переделывать плохую работу.