Власти Москвы прилагают массу усилий к тому, чтобы организовать пространство города, пытаясь решить проблемы современной застройки, хаотичности ранее внесенных изменений, совмещения транспортной ситуации в городе с его естественной функцией — быть местом удобного обитания миллионов жителей.
Для оказания помощи в получении ответов на множество вопросов постоянно привлекаются новые силы — одним из таких консультантов стало архитектурное бюро MVRDV, специалисты которого начали работу над пространством Парижа несколько лет назад и продолжают заниматься ею по настоящее время.
Несмотря на значительные различия в структуре застройки Москвы и Парижа, мегаполисы объединяют общие проблемы, хорошо известные архитекторам: центр и пригороды, «спальные районы» и внегородские поселки, огромное пространство, на котором раскинулись современные крупные города. За свою постоянную деятельность в мегаполисе бюро берет с заказчиков в лице городских властей от 7 до 9 миллионов евро в год — это небольшие суммы, если учесть, что проекты специалистов бюро масштабны и рассчитаны на совершенствование городской среды. В свое время им удалось решить транспортную проблему Парижа — «раскупорить» районы локального проживания мигрантов, создававшие массовые пробки на подходе к центру города.
Архитекторы видят общие черты в проблемах Москвы и Парижа — это максимальная плотность центра и разбросанность застройки по мере удаления от него. В бюро видят решение проблемы через организацию уже понятной идеи строительства транспортного кольца на областном уровне, формирования транспортных пересадочных узлов в ключевых точках распределения пассажиропотока.
Вопрос ментальности в городской застройке — один из наиболее насущных. Современный москвич еще не понял, что статус и удобство не всегда совместимы, он садится в свой автомобиль и едет на работу в центр города, когда средний европеец предпочитает поездку в пригородном поезде.
Эту проблему следует решать не силовыми методами. Властям предстоит организовать пригородные линии железных дорог так, чтобы они стали удобнее, тогда человек сам выберет поезд, сообразив, что на автомобиле потратит на поездку больше времени и сил.
Что получится из этого сотрудничества — покажет время. Власти российской столицы уже не в первый раз обращаются за консультациями к иностранным архитектурным бюро.